Разработка учебно-боевого самолета на базе
фронтового истребителя МиГ-29 была начата в соответствии с
партийно-правительственным постановлением от 19 января 1976 г. и приказом МАП
от 22 марта 1976 г. Самолет получил обозначение МиГ-29УБ (изделие
"9-51"). Для размещения второй кабины потребовалось полностью
переделать носовую часть фюзеляжа, демонтировав радиолокационный комплекс.
В то же время УБС сохранил оптоэлектронный
прицельно-навигационный комплекс, модифицированный с учетом дублирования
индикации в задней кабине. Из состава вооружения самолета "9-51" были
исключены ракеты с радиолокационной системой наведения. Кабины летчика
(передняя) и инструктора (задняя) оснастили полным комплектом органов
управления и средств индикации. В результате изменения конструкции носовой
части фюзеляжа длина самолета возросла по сравнению с МиГ-29 на 100мм.
Проектирование самолета МиГ-29УБ началось в 1978 году, в том же году состоялась
макетная комиссия и началась постройка первого опытного самолета, которая была
завершена в 1980 году.
Летные характеристики
учебно-боевого самолета по сравнению с одноместным истребителем изменились
незначительно: максимальная скорость уменьшилась с 2450 до 2230 км/ч,
фактический потолок с 18000 до 17500 м, дальность полета у земли с 710 до 680
км, а на большой высоте - с 1430 до 1410 км.
Первый полет МиГ-29УБ состоялся 29 апреля
1981 г. (летчик-испытатель А.Г.Фастовец). 23 августа
1982 г. в воздух поднялась вторая опытная машина. В 1985 году на Горьковском
авиационном производственном объединении им. С. Орджоникидзе началось серийное
производство МиГ-29УБ (самолет был принят на вооружение в 1991 году). К 1998
году в Горьком (Нижнем Новгороде) было выпущено более 220 МиГ-29УБ.
Приблизительно 160 самолетов этого типа после 1991 года досталось ВВС России.
Хотя МиГ-29УБ и обладает способностью
выполнять отдельные боевые задачи (как самостоятельно, так и в составе группы
истребителей МиГ-29), его боевая эффективность на 30-35% меньше, чем у
одноместного самолета. Отсутствуют радиолокационный прицельный комплекс и
управляемые ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности типа
Р-27. МиГ-29УБ способен выполнять перехват неманеврирующих
воздушных целей из задней полусферы, вести ближний маневренный воздушный бой,
действовать по площадным и малоразмерным наземным целям неуправляемыми
средствами поражения.
Параллельно с созданием модернизированного
самолета МиГ-29СМТ в МАПО "МиГ" начались работы и над
модернизированным вариантом МиГ-29УБ, в конструкции которого внедрялись
усовершенствования, отработанные для одноместного истребителя. В 1998 году был
создан первый опытный самолет МиГ-29УБТ. Комплект доработок, близкий
соответствующему комплекту МиГ-29СМТ, позволил аналогичным образом
модернизировать и учебно-боевой самолет, превратив его в мощную
многофункциональную боевую машину, способную вести борьбу с наиболее "сложными"
наземными и воздушными целями. МиГ-29УБТ получил два накладных топливных бака,
позволивших значительно улучшить характеристики дальности.
Практически полной замене подверглось БРЭО
самолета. В состав бортового оборудования включена многофункциональная
импульсно-доплеровская радиолокационная станция "Оса-2",
установленной в носовой части фюзеляжа. Станция, работающая в сантиметровом
диапазоне, оснащена фазированной антенной решеткой. Она способна обнаруживать
цель класса "истребитель" (ЭПР - 5 кв.м) на
дальности 85 км и сопровождать на дальности до 65 км. Сканирование по азимуту и
углу места осуществляется в диапазоне +/-60°. Осуществляется одновременное
обнаружение до восьми целей и одновременное наведение ракет на четыре цели во
всей зоне сканирования. На подфюзеляжном
узле подвески возможно размещение контейнеров с навигационно-прицельной РЛС
миллиметрового диапазона или другим оборудованием, оптимизированная для
действия по наземным целям. В хвостовой части фюзеляжа размещается РЛС
бокового обзора. Так как за счет модернизации БРЭО на самолете МиГ-29УБТ
высвободились дополнительные внутренние объемы, появилась возможность
установить на двухместном истребителе комплекс РЭБ и аппаратуру защиты задней
полусферы. Приборное оборудование передней кабины практически аналогично
кабинному оборудованию самолета МиГ-29СМТ (его основа - два
цветных многофункциональных индикатора на жидких кристаллах МФИ 6х8). В задней
кабине установлены три таких индикатора.
Многоцелевой самолет МиГ-29УБТ может обеспечить
выполнение специальных боевых задач на большом удалении от линии фронта, в том
числе и на предельно малой высоте. По оценкам, боевая эффективность самолета
превысит соответствующий показатель МиГ-29УБ в 6,5 раза при действии по
воздушным целям и в 8 раз - при действии по земле.
В целом конструкция самолета МиГ-29УБ(УБТ) подобна конструкции одноместного истребителя МиГ-29
(МиГ-29СМТ). Фюзеляж МиГ-29УБ(УБТ) удлинен по
сравнению с одноместным истребителем на 100 мм. Самолет МиГ-29УБТ имеет два
накладных топливных бака, аналогично самолету МиГ-29СМТ. Возможна установка
накладного модуля системы дозаправки в воздухе с убираемой штангой,
аналогичного отработанному для МиГ-29СМТ.
В двухместной кабине учебно-тренировочного
варианта самолета, закрываемой общим фонарем, размещаются обучаемый летчик
(впереди) и летчик-инструктор (сзади). Над рабочим местом
летчика-инструктора на крышке фонаря установлен перископ с выпускаемым в поток
зеркалом для наблюдения вперед (используется при взлете и посадке). В
обеих кабинах установлены катапультные кресла К-36ДМ. На самолете МиГ-29УБТ в
боевой конфигурации в передней кабине находится летчик, а в задней -
штурман-оператор. Из обеих кабин возможно управление самолетом и двигателем, а
также пилотажно-навигационным оборудованием, вооружением, средствами связи и
системами внутрикабинной сигнализации.
Самолет МиГ-29УБТ готов к серийному
производству. Планируется, что в ближайшее время ВВС России закупят 20-40
самолетов МиГ-29УБТ. Ожидается, что еще 120 машин будет доработано для ВВС
зарубежных стран. Стоимость доработки одного самолета МиГ-29УБ в вариант
МиГ-29УБТ составляет лишь 30% от стоимости нового серийного самолета.
Характеристики самолета МиГ-29:
Год
принятия на вооружение - 1999
Размах крыла - 11,36 м
Длина - 17,42 м
Высота - 4,73 м
Площадь крыла - 31,8 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 10980
- нормальная взлетная - 14610
- максимальная взлетная - 17900
Тип двигателя - 2 ТРДДФ РД-33
Тяга - 2 х 8300 кгс
Максимальная скорость , км/ч
- на высоте - 2230
- у земли - 1500
Крейсерская скорость - 1060 км/ч
Практическая дальность, км
- на малой высоте - 680
- на большой высоте - 1410
- большой высоте с одним ПТБ - 2000
Максимальная скороподъемность - 19800
м/мин
Практический потолок - 17500 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 1
30-мм встроенная пушка ГШ-301. Боевая нагрузка - 5000 кг на 6 узлах нагрузки УР
класса "воздух-воздух" типа Р-27Р, Р-27Т, Р-27ЭР, Р-27ЭТ, РВВ-АЕ и
Р-73, УР класса "воздух-поверхность" типа Х-29Л, Х-29Т и Х-59М,
противорадиолокационные ракеты Х-31П, противокорабельные УР Х-31А и Х-35, а
также КАБ калибром 500 кг. Возможно применение и неуправляемых средств
поражения.