МиГ-29С - модернизированная версия
истребителя МиГ-29. Уже в ходе подготовки к серийному выпуску МиГ-29 появились
требования по расширению возможностей для ведения радиоэлектронной борьбы.
Вероятно в 1984 г. (по. данным Р. А. Белякова облёт выполнил В.Н. Горбунов уже
23.12.1980 г.), взлетел сильно засекреченный прототип в рамках "программы
9", под обозначением "изделие 7". Он был оснащён системой
активной постановки помех "Гардения 1". Система размещалась в
увеличенном отсеке за кабиной. При этом на самолёте образовался характерный
выступающий увеличенный гаргрот. Далее, прямо в этих местах был доработан
механизм управления самолётом и топливные магистрали. Объём фюзеляжного бака №1
был увеличен на 130 л., и воздухозаборник наддува баков был перенесён на правую
сторону фюзеляжа. На самолёте были доработаны законцовки консолей крыла и
задние части "ласт" фюзеляжа. В законцовки "ласт" были
встроены антенны системы постановки помех. Конструктивные изменения коснулись и
килей. На их внутренние стороны были перенесены из законцовок крыла антенны
системы предупреждения об атаке сзади. Новинкой являлось применение
дополнительных подкрыльевых топливных баков для значительного увеличения
дальности полёта. На Западе узнали о версии "9-13" где-то в 1987 г.,
она получила обозначение "Fulcrum C". Но расширенное её
спецоборудование удавалось скрывать и в дальнейшем.
Тринадцатого февраля 1985 г. впервые взлетел
прототип, доработанный в вариант "9-14". На нем изучалась возможность
расширения боевых способностей при атаках наземных целей. Самолёт мог нести
специальный контейнер для наведения управляемого вооружения класса
"воздух-поверхность". Но сложность такой доработки, а также
ограниченный ассортимент вооружений для атак наземных целей ВВС не устроили, и
этот самолет (бортовой голубой номер "407") был в 1986 г. использован
для установки модернизированной системы вооружения и "обозначен
"9-13С". "Противоназемный" арсенал в дальнейшем успешно
применили в программе "9-15", которая перешла в многоцелевой МиГ-29М.
Самолет "9-13С" был оснащён новой
системой управления стрельбой СОУ-29М4, сопряженной с бортовым компьютером
Ц-101М, что позволяло более эффективно вести огонь по воздушным и наземным
целям. Радиолокационный прицел Н-019М "Топаз" способен наводить
ракеты с полуактивной ГСН одновременно по двум целям. Система приспособлена и
для новых активно управляемых ракет РВВ-АЕ (Р-77). Эта новая система вооружения
предлагается с 1992 г. к установке на самолеты вариантов 9-12 и 9-13.
Основной задачей МиГ-29 является ПВО
небольших территорий, важных объектов и войсковых групп. При этом
предполагается следующая тактика применения против воздушных целей.
Станции наземных РЛС, размещенные в 10-15 км
от линии фронта (линии боевого соприкосновения) гарантируют РЛ-контролъ на
расстоянии почти 250 км за самолетами противника на высотах более 10000 м. и
20-40 км за низколетящими целями.МиГ-29 взлетает в дежурном режиме с аэродрома,
расположенного ~ 100 км от линии фронта в течении 8 мин (max), к цели его
наводят с помощью скрытого переноса дат автоматически из командного пункта
(КП).Воздушные цели (ВЦ), летящие на высотах 20000-23000 м. со скоростью до
2000 км/ч и на высотах 10000-20000 м. со скоростью до 2500 км/ч он может
уничтожать еще до их подхода к линии фронта. МиГ-29 при экономичном режиме
набора высоты способен уничтожать быстроходные стратосферные ВЦ на расстоянии
240-230 км; а при полёте с полным форсажным режимом - на расстоянии 170-180 км
от аэродрома взлета. На средних высотах истребитель наводят до высоты цели, для
перехвата ВЦ, летящих на высотах 20000-23000 м, его наводят до высоты
16000-17000 м. Если МиГ-29 действует против маловысотной ВЦ, то до рубежа
перехвата он летит на 12000-12500 м. Затем он переходит на высоту 3500-4000 м,
на которой обеспечивается самая стабильная работа бортового РЛПК, и имеется
возможность выполнения требуемого вертикального маневра. Истребитель наводится
в переднюю полусферу ВЦ. Если первая атака не удаётся, МиГ выполняет маневр для
занятия позиции для повторной атаки.
К недостаткам МиГ-29 относятся низкий межремонтный ресурс (350-400 часов)
двигателя РД-33. (В последних сериях он увеличен до 700 часов). Ресурс же двигателя
F.100-PW-229 достигает 2000 часов, а F.110-GE100 - 1500 часов. Значительно
более высокий ресурс американских двигателей объясняется принципиально другим
подходом к плановым ремонтам (по техническому состоянию, а не по количеству
отработанных часов, как в России). Такой подход требует высочайшей квалификации
обслуживающего персонала и качественно более высокой степени диагностики
отказов прямо в авиачастях. Этот метод позволяет проводить сравнительно простую
замену деталей, работающих в наиболее напряжённых режимах в зависимости от их
износа. Впрочем, русские самолёты должны находиться в строю всегда, (даже и с
менее квалифицированным техобслуживанием). Поэтому диагностика и ремонт
двигателей выполняются только на специализированных рембазах.
Модификации самолета: МиГ-29СЕ -
расширены возможности системы вооружения: увеличена масса и ассортимент
подвесок, увеличена дальность, доработаны управление и системы контроля,
увеличен ресурс планера и двигателей. МиГ-29СД - модернизация ранее выпущенных самолётов под
стандарт МиГ-29С. МиГ-29СМ - многоцелевой самолёт. Возможности системы
вооружения расширены за счёт применения УР "воздух-земля". Новая РЛС.
Характеристики самолета МиГ-29С:
Год принятия на вооружение - 1986
Размах крыла – 11,43 м
Длина – 17,32 м
Высота – 4,73 м
Площадь крыла – 38,06 кв.м
Угол стреловидности крыла - 42 грд
Масса, кг
- пустого самолета - 10900
- нормальная взлетная - 15300
- максимальная взлетная - 19700
Топливо, кг
- внутреннее - 3540
- ПТБ - 3000
Тип двигателя - 2 ТРДДФ РД-33
Тяга – 2 х 8300 кгс
Максимальная скорость - 2400 км/ч
Крейсерская скорость - 1055 км/ч
Практическая дальность, км
- с ПТБ - 2900
- без ПТБ - 1500
Оперативный радиус действия - 310 км
Максимальная скороподъемность - 19500 м/мин
Практический потолок - 18000 м
Экипаж - 1
Вооружение:
1 30-мм встроенная пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов. Боевая нагрузка -
4000 кг на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах внешней подвески: УР
класса "воздух-воздух" увеличенной дальности типа Р-27Э (до двух
единиц), средней дальности типа Р-27 (до четырех) или РВВ-АЕ (до шести), а
также ракеты ближнего боя с ТГС Р-73 (до шести). Для поражения наземных целей
истребитель может нести управляемые средства поражения ≈ до четырех УР
типа Х-29Т (с телевизионным самонаведением) и Х-29Л (с лазерным
самонаведением), до четырех корректируемых авиабомб КАБ-500кр и КАБ-500Л,
высокоскоростные противокорабельные ракеты типа Х-31А и Х-35У,
противорадиолокационные ракеты типа Х-31П. В состав вооружения входят и
неуправляемые средства поражения.